Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Шигалинская основная общеобразовательная школа" Урмарского  муниципального округа  Чувашской Республики  

        Сайт учителя русского языка и  литературы Михайловой  Луизы Петровны

Методические консультации

 

       ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

    1. СОСТАВ КЛАССА: 

 а) возрастной состав;

  б) познавательный уровень развития учащегося;

  в) работоспособность и успеваемость;

  г) общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение   общественных поручений.

    2. СПЛОЧЕННОСТЬ КЛАССА:

  а) есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как  учащиеся относятся к друг другу, как они относятся к делам класса;

  б) любят ли вместе проводить время в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно учится;

  в) дружат ли мальчики и девочки;

  г) нет ли в классе круговой поруки;

  д) переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив.

    3. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ КЛАССА:

  а) умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять;

  б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;

  в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.

     4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В КЛАССЕ:

  а) какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие осуждают;

  б) как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение;

  в) есть ли расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают.

    5. ХАРАКТЕР СВЯЗЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ:

  а) что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы и др;

  б) где дружат учащиеся (только в школе или вне ее);

  в) внимательны ли они друг к другу; стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь;

  г) предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть в них недостатки;

  д) как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.

     6. АКТИВ КЛАССА:

  а) состав актива;

  б) имеет ли актив авторитет;

  в) выполняют ли его распоряжения;

  г) есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе.

     7. СВЯЗЬ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА С ОБЩЕСТВЕННЫМ:

  а) знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах;

  б) выполняются ли общешкольные поручения;

  в) как участвует класс в общешкольных мероприятиях.

     8. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СПЛОЧЕНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА:

  а) какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива;

  б) как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.

 

                         ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

     1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ

   1.1. Где он живет. Кем работают его родители. Состав семьи, ее материальное положение.

   1.2. Культурный уровень родителей. Взаимоотношение в семье.

   1.3. Характер воспитания в семье. Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний.

   1.4. Режим школьника. Использование им свободного времени. Участие его в домашнем труде.

   1.5. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьниками.

   1.6. Состояние здоровья учащегося (по данным школьного врача).

     2. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

  2.1. Общее развитие учащегося, его кругозор. Культура речи, начитанность, широта и устойчивость интересов, посещение театров, музеев, просмотр телепередач.

  2.2. Отношение к учебному труду. Как учащийся относится к учебным занятиям. Внимателен ли на уроке. Как готовит домашнее задание. Умеет ли организовывать учебный труд. Как он относится к успехам и неудачам в учебном труде (своим и других учащихся).

  2.3. Отношение к физическому труду. Как относится к самообслуживанию. Как выполняет общественные поручения трудового характера. Участвует ли в труде за пределами школы.

   2.4. Уровень дисциплинированности учащегося. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет. Имеет ли навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в общении со взрослыми, товарищами. Опрятность и аккуратность в повседневной жизни.

   2.5. Интересы и склонности учащегося. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, техники, спорта. В каких кружках занимается и какие внешкольные учреждения посещает. Какой профессией интересуется.

     3. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЛИЦО И ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ

  3.1. Участие в общественной жизни класса. Интерес к жизни класса и активность в общественной работе.

  3.2. Выполнение общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Умение руководить и подчинятся товарищам.

  3.3. Место учащегося в классном коллективе. Связан ли он с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

     4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

  4.1. Общественное сознание. Мотивы его учебной и общественной работы.

   4.2. Моральные качества учащегося. Интерес к текущим событиям. Готовность оказать помощь школе. Правдивость и честность, принципиальность и скромность. Проявляет ли чуткость и внимание к товарищам, оказывает ли им помощь.

   4.3. Волевые черты характера. Целеустремленность и активность, самостоятельность и инициативность. Организованность, выдержка, уверенность в себе. Настойчивость, решительность, упорство, самокритичность. Недостаток воли. Особенность темперамента учащегося и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных Процессов. Преобладают процессы возбуждения или торможения. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Особенности эмоциональных и интеллектуальных процессов: речи, внимания, память.

 

            ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

  1. Фамилия, имя, отчество.

  2. Состояние здоровья.

  3. Социальное положение родителей.

  4. Взаимоотношения в семье.

  5. Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

  6. Черты характера, акцентуации.

  7. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.д.

  8. Организованность: самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность.

  9. Особенности памяти, речь, эмоции.

  10. Успеваемость, интеллектуальное развитие:

·        любимые предметы,

·        нелюбимые предметы.

  11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно полезному, труду по самообслуживанию).

  12. Характер чтения.

  13. Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе.

  14. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.

  15. Отношение к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.

  16. Участие в общественной работе.

  17. Занятия в свободное время (с кем преимущественно общается).

  18. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.

  19. Педагогические выводы и рекомендации

 

          КАК ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВАШИХ УЧЕНИКОВ?

 1. Общайтесь с родителями вежливо, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

  2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было «на равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

  3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции их семейного воспитания.

  4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

  5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться...», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия...», «Мне нужна ваша помощь...».

  6. Обсуждая с родителями проблемы обучения, воспитания их сына (или дочери), ищите наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение, а не акцентируйте внимание только на проступках и негативных ситуациях.

  7. Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить. 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.08.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»